Екатерина Кропочева о системе диагностики участников проекта «САМОСОЗНАНИЕ. Мудрая школа»
В процессе реализации проекта «САМОСОЗНАНИЕ. Мудрая школа» в 2022-2023 учебном году под руководством Екатерины Кропочевой, имеющей опыт работы HR в компаниях РУСАЛ, РОСАТОМ и др., проводится мониторинг изменений внутренней культуры школы и эмоционального состояния педагогов после прохождения авторского курса Наталии Долиной «САМОСОЗНАНИЕ: педагог как наставник и партнер по развитию».
Для проведения замеров автором и лидером проекта Наталией Долиной и её командой была разработана система проведения диагностики, состоящая из: 1) исследования внутренней культуры в каждом образовательном учреждении; 2) замера эмоционального состояния педагогов; 3) исследования ожиданий от программы путем проведения глубинного интервью с руководителями образовательных учреждений.
На старте проекта, в ноябре 2022 года, диагностика была проведена для 10 школ и в феврале 2023 года еще для 5 школ, присоединившихся к проекту. Таким образом, мониторинг был проведен для 15 школ, всего в диагностике приняли участие 2936 человек - 452 педагога, 929 учащихся и 1555 родителей.
Исследование внутренней культуры:
Для исследования внутренней культуры был разработан опрос, состоящие из пяти блоков: · Образовательное учреждение является пространством, где есть единство всех и ценность каждого · Коммуникации между всеми участниками образовательного процесса · Школа - пространство психологической безопасности · Вовлеченность в образовательный процесс · Приверженность учебному учреждению, к котором я работаю/учусь/учится мой ребенок
Завершающим вопросом каждый участник исследования мог оценить учебное заведение ответив на вопрос: Я порекомендую школу, в которой я учусь/работаю/учиться мой ребенок моим друзьям и коллегам?
Из результатов мы увидели, что: · наибольшее количество откликов набрали такие показатели как приверженности учебному заведению, ощущение взаимопомощи, открытость в обсуждении вопросов и развитие доверительных отношений в коллективе. · минимальное количество откликов набрали такие показатели как я ощущаю себя частью коллектива, я чувствую возможность своего роста и развития, я имею право на ошибку и я знаю цели и миссию школы.
У каждой школы свои особенности проявления внутренней культуры. Одни школы активно работают и уже привлекают родителей к жизни в школе. Другие больше акцент делают на развитии партнёрства «педагог – ученик».
У всех школ отмечается сильная приверженность коллектива своей школе. Каждый из участников учебного процесса хочет изменений и преобразований, у каждой категории участников свои представления о преобразованиях: · Директора школ хотят поменять атмосферу в школе сделать ее более творческой, а пространство школы психологически безопасным. · Педагоги выстроить тесные доверительные отношения с родителями, выйти из усталости и овладеть навыкам управления своими эмоциями. · Учащиеся видят преобразования в обретение гибких, лидерских навыков и навыков поддержания психологического здоровья. · Родители хотят доверять учебному заведению, себе и ребёнку.
ВЫВОД : Повышенная критичность, отсутствие Миссии, четких целей и вектора развития школы, учитывающего ожидания всех участников образовательного процесса, лишают последних возможности чувствовать себя значимой частью целого и видеть перспективы личностного роста и развития.
Исследование эмоционального состояния:
В рамках проекта, для оценки психо-эмоционального состояния педагогов, проводилась экспресс-диагностика (тест EQ), разработанная автором и лидером проекта Наталией Долиной. Она состояла из шести важных блоков: 1. Навык управления своим психо-эмоциональным состоянием; 2. Стрессоустойчивость; 3. Навык управления собой и конфликтными ситуациями; 4. Принципы диалогов с другими людьми; 5. Базовый побуждающий мотив; 6. Авторство в своей жизни.
Из результатов опроса мы увидели: Более 70 % педагогов школ участников проекта открыто обсуждают все вопросы с коллегами, родителями и учащимися и берут на себя дополнительную ответственность. Менее 30% опрашиваемых педагогов считают школу пространством психологического благополучия и имеют навык справляться со стрессом.
ВЫВОД: по результатам диагностики педагогов наблюдаются признаки личностной обесцененности и профессионального эмоционального выгорания. Несмотря на проблематику, большинство педагогов открыто обсуждают вопросы во взаимодействии с учениками и родителями.
Исследование ожиданий от программы:
Исследование проводилось через инструмент «Глубинное интервью» с директорами школ участниками проекта.
Каких результатов ожидает директор от участия в проекте? Ответы директоров: • Изменение внутреннего состояния педагогов; • Воспитание культуры доверия; • Формирование уверенного навыка Мудрого педагога.
По каким критериям можно оценить эффективность проекта для школы? Ответы директоров: • Желание педагогов и учеников масштабировать проект; • Инициативность всех участников образовательного процесса; • Ежедневное применение полученных знаний и практик.
По итогам проведенных исследований для каждого учебного заведения подготовлен развёрнутый диагностико-аналитический отчет, включающий описательную часть и диаграммы. Результаты исследований переданы для дальнейшей работы директорам школ и в дальнейшем мы будем делиться изменениями, которые произойдут по завершению проекта «САМОСОЗНАНИЕ. Мудрая школа» у участников проекта 2022-23 учебного года.