Новости

Екатерина Кропочева о системе диагностики участников проекта «САМОСОЗНАНИЕ. Мудрая школа»

В процессе реализации проекта «САМОСОЗНАНИЕ. Мудрая школа» в 2022-2023 учебном году под руководством Екатерины Кропочевой, имеющей опыт работы HR в компаниях РУСАЛ, РОСАТОМ и др., проводится мониторинг изменений внутренней культуры школы и эмоционального состояния педагогов после прохождения авторского курса Наталии Долиной «САМОСОЗНАНИЕ: педагог как наставник и партнер по развитию».

Для проведения замеров автором и лидером проекта Наталией Долиной и её командой была разработана система проведения диагностики, состоящая из:
1) исследования внутренней культуры в каждом образовательном учреждении;
2) замера эмоционального состояния педагогов;
3) исследования ожиданий от программы путем проведения глубинного интервью с руководителями образовательных учреждений.

На старте проекта, в ноябре 2022 года, диагностика была проведена для 10 школ и в феврале 2023 года еще для 5 школ, присоединившихся к проекту. Таким образом, мониторинг был проведен для 15 школ, всего в диагностике приняли участие 2936 человек - 452 педагога, 929 учащихся и 1555 родителей.

Исследование внутренней культуры:

Для исследования внутренней культуры был разработан опрос, состоящие из пяти блоков:
· Образовательное учреждение является пространством, где есть единство всех и ценность каждого
· Коммуникации между всеми участниками образовательного процесса
· Школа - пространство психологической безопасности
· Вовлеченность в образовательный процесс
· Приверженность учебному учреждению, к котором я работаю/учусь/учится мой ребенок

Завершающим вопросом каждый участник исследования мог оценить учебное заведение ответив на вопрос:
Я порекомендую школу, в которой я учусь/работаю/учиться мой ребенок моим друзьям и коллегам?

Из результатов мы увидели, что:
· наибольшее количество откликов набрали такие показатели как приверженности учебному заведению, ощущение взаимопомощи, открытость в обсуждении вопросов и развитие доверительных отношений в коллективе.
· минимальное количество откликов набрали такие показатели как я ощущаю себя частью коллектива, я чувствую возможность своего роста и развития, я имею право на ошибку и я знаю цели и миссию школы.

У каждой школы свои особенности проявления внутренней культуры. Одни школы активно работают и уже привлекают родителей к жизни в школе. Другие больше акцент делают на развитии партнёрства «педагог – ученик».

У всех школ отмечается сильная приверженность коллектива своей школе. Каждый из участников учебного процесса хочет изменений и преобразований, у каждой категории участников свои представления о преобразованиях:
· Директора школ хотят поменять атмосферу в школе сделать ее более творческой, а пространство школы психологически безопасным.
· Педагоги выстроить тесные доверительные отношения с родителями, выйти из усталости и овладеть навыкам управления своими эмоциями.
· Учащиеся видят преобразования в обретение гибких, лидерских навыков и навыков поддержания психологического здоровья.
· Родители хотят доверять учебному заведению, себе и ребёнку.

ВЫВОД : Повышенная критичность, отсутствие Миссии, четких целей и вектора развития школы, учитывающего ожидания всех участников образовательного процесса, лишают последних возможности чувствовать себя значимой частью целого и видеть перспективы личностного роста и развития.

Исследование эмоционального состояния:

В рамках проекта, для оценки психо-эмоционального состояния педагогов, проводилась экспресс-диагностика (тест EQ), разработанная автором и лидером проекта Наталией Долиной. Она состояла из шести важных блоков:
1. Навык управления своим психо-эмоциональным состоянием;
2. Стрессоустойчивость;
3. Навык управления собой и конфликтными ситуациями;
4. Принципы диалогов с другими людьми;
5. Базовый побуждающий мотив;
6. Авторство в своей жизни.

Из результатов опроса мы увидели:
Более 70 % педагогов школ участников проекта открыто обсуждают все вопросы с коллегами, родителями и учащимися и берут на себя дополнительную ответственность.
Менее 30% опрашиваемых педагогов считают школу пространством психологического благополучия и имеют навык справляться со стрессом.

ВЫВОД: по результатам диагностики педагогов наблюдаются признаки личностной обесцененности и профессионального эмоционального выгорания. Несмотря на проблематику, большинство педагогов открыто обсуждают вопросы во взаимодействии с учениками и родителями.

Исследование ожиданий от программы:

Исследование проводилось через инструмент «Глубинное интервью» с директорами школ участниками проекта.

Каких результатов ожидает директор от участия в проекте?
Ответы директоров:
• Изменение внутреннего состояния педагогов;
• Воспитание культуры доверия;
• Формирование уверенного навыка Мудрого педагога.

По каким критериям можно оценить эффективность проекта для школы?
Ответы директоров:
• Желание педагогов и учеников масштабировать проект;
• Инициативность всех участников образовательного процесса;
• Ежедневное применение полученных знаний и практик.

По итогам проведенных исследований для каждого учебного заведения подготовлен развёрнутый диагностико-аналитический отчет, включающий описательную часть и диаграммы. Результаты исследований переданы для дальнейшей работы директорам школ и в дальнейшем мы будем делиться изменениями, которые произойдут по завершению проекта «САМОСОЗНАНИЕ. Мудрая школа» у участников проекта 2022-23 учебного года.